Учебная программа дошкольное образование скачать
Презентация на тему «Учебная программа дошкольного образования»
Презентация на тему: «Учебная программа дошкольного образования». Автор: Admin. Файл: «Учебная программа дошкольного образования. ppt». Размер zip-архива: 215 КБ.
Учебная программа дошкольного образования
№ | Слайд | Текст | |||
1 |
Информация о документе |
Дата добавления: |
Размер: |
Доступные форматы для скачивания: |
Учебная программа дошкольного образования
Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (далее – учебная программа).
Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Содержание учебной программы разделено на два блока:
Первый блок – «Содержание дошкольного образования», в котором определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание (базовый компонент, т. е. минимальное обязательное содержание образования, и сверхбазовый компонент, т. е. содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей), дифференцированное по возрастным группам воспитанников;
Второй блок – «Реализация содержания дошкольного образования», в котором определяются время, отведенное на изучение содержания, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Блок «содержание дошкольного образования»
Содержание дошкольного образования, представленное в учебной программе, имеет следующую структуру:
Минимальное обязательное содержание образования (представлено обычным шрифтом);
Содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей (выделено курсивом). В группах раннего возраста данное содержание может реализовываться в условиях «Материнской школы», в средней и старших группах оно представлено также дополнительными образовательными областями «Иностранный язык», «Хореография», «Ручное ткачество», «Подготовка руки к письму», «Движения и здоровье».
Содержание учебной программы обеспечивает доступность дошкольного образования, его преемственность и непрерывность с первой ступенью общего среднего образования.
Содержание учебной программы соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность, отобрано в соответствии с принципами:
Системности (имеет внутренние взаимосвязи между образовательными областями и их компонентами),
Доступности и др.
Учебная программа обеспечивает равенство белорусского и русского языков, деятельность учреждений дошкольного образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у воспитанников духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии, ответственности, трудолюбия.
Содержание учебной программы предусматривает создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, достижения качества дошкольного образования.
Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент в дошкольном образовании ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям : физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому, художественному и эстетическому.
Направления в учебной программе представлены как наиболее широкие категории, фиксирующие сложившиеся характеристики совокупности представлений в отдельной отрасли образования. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют комплексную характеристику направления.
Образовательные области в учебной программе представлены как отдельные дидактические единицы содержания, которые подразделяются на компоненты – конкретные аспекты воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (см. таблицу).
1. Физическая культура
Обучение движениям и воспитание физических качеств
2. Ребенок и общество
Здоровье и личная гигиена
2.Социально-нравственное и личностное развитие
Взаимодействие со взрослыми
Взаимодействие со сверстниками
Адаптивное социальное поведение
Представления о родном крае, отношение к нему
Представления о себе
Представления о других
Самоэффективность и самоконтроль
Виды детской деятельности
Психические познавательные процессы
3.Элементарные математические представления
Количество и счет
Геометрические фигуры и форма предметов
4.Ребенок и природа
Взаимосвязи в природе
Грамматический строй речи
Звуковая культура речи
Слоговой анализ слова
Слово, его значение
Словесный анализ предложения
Звуковой анализ слова
5.Художественное и эстетическое развитие
Изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация) и конструирование
Музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование)
Художественная литература (восприятие, выразительное чтение, рассказывание, драматизация)
Содержание распределено в соответствии с утвержденными образовательными стандартами дошкольного образования возрастными периодами:
До одного года (группа первого раннего возраста);
От 1 года до 2 лет (группа второго раннего возраста);
От 2 до 3 лет (первая младшая группа);
От 3 до 4 лет (вторая младшая группа);
От 4 лет до 5 лет (средняя группа);
От 5 лет до 7 лет (старшая группа).
Физическое развитие воспитанника – формирование основ здорового образа жизни, физической культуры, воспитание физических и личностных качеств дошкольника, развитие его активности, позитивного отношения к миру и себе, освоение движений, формирование первичных знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, адаптивных способностей, основ безопасной жизнедеятельности.
Освоение воспитанниками основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание) – одна из важных задач образовательного процесса. На протяжении раннего и дошкольного возраста идет интенсивное освоение двигательных действий и обогащение двигательных умений. Поступательное развитие обеспечивается повышением качества выполнения движений, степенью проявления самостоятельности, включением их в различные виды детской деятельности. Содержание учебной программы по данной образовательной области в разных возрастных группах построено с учетом данных положений. В группах раннего возраста дети начинают осваивать различные способы выполнения основных движений. В младшем дошкольном возрасте идет накопление двигательного опыта. В среднем дошкольном возрасте при обучении движениям обращается внимание на их качество. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию самостоятельности при освоении двигательных умений, воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости). Это необходимо и для успешного усвоения содержания учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для 1 – 4 классов, а также для общей физической подготовленности воспитанников.
Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника – обеспечение воспитаннику эмоционального комфорта, приводящего к формированию позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, теплых, доверительных отношений воспитанника к окружающим; первоначальных знаний о родном крае, отношения к нему, нравственных общечеловеческих ценностей, национальных культурных традиций, патриотических чувств, гражданственности, чувства принадлежности к определенной культуре, сопричастности к современным событиям.
Дети раннего и дошкольного возраста нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. В процессе общения со взрослым удовлетворяется потребность детей в доверительном отношении друг к другу, формируется способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними.
Важным эмоциональным состоянием, основой для нормального развития личности ребенка является позитивное отношение к себе. Негативное отношение к себе, как результат дефицита эмоционально-положительных взаимоотношений и общения ребенка и взрослого, может привести к неблагоприятному ходу личностного и социального развития (неуверенности, тревожности, агрессии).
В этот период возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Со временем обогащается социальный опыт детей, усложняются взаимоотношения с окружающими. К концу дошкольного возраста, если дети в одной группе учреждения дошкольного образования вместе провели несколько лет, складывается достаточно сплоченное детское общество.
В общении со взрослыми и сверстниками возникает система «Я», вначале включающая познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребность в признании, позже обогащающаяся интересами и ценностными ориентациями, предпочтением определенных видов деятельности и способов поведения, а к концу дошкольного возраста – пониманием ребенком разного отношения к нему людей и стремлением занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА – это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов, развитие способности видеть закономерности в окружающем мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к природе, формирование таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и др.
Речевое развитие воспитанника – это овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей. Представляет собой многоаспектный процесс, охватывающий различные линии психического развития воспитанника: мышление, восприятие, воображение, память, а также его эмоциональную сферу.
Процесс развития речи воспитанников направлен на:
Формирование литературных норм родной речи, умения свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении разного типа высказываний;
Формирование культуры общения, умения вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;
Воспитание норм и правил речевого этикета, умения пользоваться ими в зависимости от ситуации;
Формирование элементарного осознания языковой действительности, языковых обобщений с целью саморазвития речи и подготовки к обучению грамоте.
программа уровень скачать бесплатно
В учреждениях дошкольного образования предусматривается обучение воспитанников двум родным языкам – белорусскому и русскому. Содержание речевого развития воспитанника учитывает специфику русско-белорусского близкородственного двуязычия. Для большинства воспитанников первым (родным) языком, на котором они учатся говорить и мыслить, общаться с окружающими, является русский. Белорусский язык хронологически выступает для них вторым. В то же время белорусский язык осознается в обществе как родной язык, сохраняющий национально-культурную идентификацию.
Художественное и эстетическое развитие - это формирование эстетического отношения к миру, обеспечение художественного развития ребенка средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, хореографии, театра. В основе художественного развития лежит формирование и развитие художественных способностей, детского творчества.
рабочие программа профильный уровень скачать
Список рекомендуемой художественной литературы и произведений фольклора имеет следующие разделы: «Песенки, потешки, заклички, приговорки», «Сказки», «Поэзия», «Проза», каждый из которых представлен рубриками: «Белорусские», «Русские», «Народов мира». Все произведения подобраны с учетом возраста, интеллектуального и психофизического развития воспитанников, а также возможностей использования в различных видах деятельности в учреждении дошкольного образования на протяжении календарного года.
скачать программу для уровня чернил
Перечень литературы для учебной программы разработан с учетом необходимости ее использования в белорусскоязычных учреждениях дошкольного образования и группах. С этой же целью отдельные произведения представлены одновременно на русском и белорусском языках, или в прямом переводе на белорусский язык. В учебную программу включены произведения современных авторов.
БЛОК «РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Реализация содержания дошкольного образования предполагает опору на следующие принципы.
Принцип гуманизации ориентирует педагогического работника на приоритет общечеловеческих ценностей, личность воспитанника, создание условий для его развития, саморазвития, раскрытия творческих способностей, формирования социального опыта.
Принцип развития ребенка в деятельности предполагает организацию образовательного процесса в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду, при этом особое внимание уделяется общению.
Принцип единства национальных и общечеловеческих ценностей предполагает осуществление воспитания и обучения на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, приобщение к национальной и общечеловеческой культуре.
Принцип непрерывности заключается в преемственности и последовательности реализации содержания воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип полноты предполагает комплексную реализацию содержания учебной программы по всем образовательным областям.
Принцип системности ориентирует на взаимосвязь компонентов образовательных областей, опору на ранее приобретенный воспитанниками опыт, уровень их актуального и ближайшего развития. Предполагает непрерывную организацию образовательного процесса в течение всего учебного года при гибком распределении содержания учебной программы в течение дня. Специально организованные в соответствии с учебным планом занятия, игры целесообразно проводить в первой половине дня, другие формы организации образовательного процесса – как в первую, так и во вторую половину дня, согласно распорядку дня группы.
Принцип интеграции предусматривает, что содержание каждой образовательной области органично вплетается в содержание всей учебной программы и обладает возможностями тематического объединения с другими образовательными областями. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации образовательного процесса учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).
Принцип дифференцированного подхода предполагает организацию образовательного процесса по подгруппам с учетом типологических особенностей, уровня развития детей.
Принцип единства двух организационных моделей (совместная со взрослым и самостоятельная деятельность) определяется пониманием роли и места педагогического работника и воспитанника в образовательном процессе, ориентация на взаимопонимание и взаимодейтсвие между ними.
Принцип активности ребенка предполагает создание условий для включения его в различные виды социально значимой деятельности.
Принцип связи с жизнью и практической значимости предусматривает использование формируемых способов деятельности, знаний и умений в повседневной практике.
Принцип наглядности предполагает использование в образовательном процессе различных видов наглядности с опорой на различные органы чувств воспитанника и его впечатления из жизненного опыта.
Принцип креативности ориентирует педагогических работников на создание условий для развития детского творчества, формирование способности находить нестандартное решение в специально созданных и естественных ситуациях.
Принцип учета условий проживания воспитанников предусматривает организацию образовательного процесса с учетом опыта взаимодействия воспитанников с окружающей средой в разных условиях проживания и семейного воспитания (город и сельский населенный пункт).
Принцип возрастной адресованности предполагает гибкую реализацию содержания образования с учетом возраста воспитанников. В разновозрастной группе содержание может выстраиваться последовательно (одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников) или одновременно (одно и то же содержание программы по образовательным компонентам используется для работы в разных возрастных группах с учетом их специфики и усложнения). При этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Принцип взаимодействия с семьей предполагает активное включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, установление партнерских отношений, сотрудничества в различных формах организации воспитания и обучения.
Принцип эмоционального благополучия предусматривает создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, учреждении, обеспечивает признание самоценности и неповторимости личности ребенка, формирование его уверенности в себе, адекватной самооценки.
Принцип создания развивающей предметно-пространственной среды предполагает организацию современного предметного пространства, игровой среды, условий для осуществления активной деятельности воспитанников, содержательного общения, исследования, творчества.
Развитие ребенка в деятельности предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности и соответствующих им форм организации образовательного процесса, используемых методов и приемов (см. таблицу).
Формы и методы организации образовательного процесса
Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты, другие
Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ, другие
Игра – дидактическая, подвижная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная, другие
Трудовая (имеет элементарный характер)
Поручение, дежурство, коллективный труд, другие
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т. д., музицирование, театр и т. д.), другие
Комментариев нет